044 360-31-22
093 291-71-24

Комментарий к Порядку государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17 октября 2013 года.

12 февраля 2014 вступил в силу новый Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, который значительно совершенствует процедуру государственной регистрации и улучшает качество предоставления услуг в этой сфере.

Во-первых, Порядок предусматривает введение нескольких «альтернативных » механизмов подачи документов для проведения государственной регистрации прав – как путем непосредственного обращения заявителем, так и путем отправки по почте или курьерской службой, в то время как раньше существовала возможность представления в орган государственной регистрации прав заявления о государственной регистрации прав и других документов, необходимых для ее проведения, только непосредственно заявителем.

Во-вторых, Порядок предусматривает возможность проведения одновременной регистрации права собственности и вещных прав, производных от права собственности, на основании одного заявления о государственной регистрации прав, подать которую может как собственник, так и правоприобретатель, поскольку к этому времени должно было подаваться сначала заявление на регистрацию права собственности, а затем заявление на регистрацию вещного права, что значительно затягивало время.

Этим Порядком вводится проведения государственной регистрации прав с выдачей свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество на замену потерянных, поврежденных или испорченных свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество или государственного акта на право собственности на землю, выданных компетентными органами до 01 января 2013 года.

Упрощается порядок проведения государственной регистрации прав на новый или реконструированный объект недвижимого имущества, строительство которого осуществлялось с привлечением средств от физических и юридических лиц (разграничены перечень документов, которые должен подавать лицо, привлекала средства (заказчик), и непосредственно инвестор).

Так, заказчик, после принятия такого объекта в эксплуатацию представляет:

  1. Документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение прав на земельный участок.
  2. Документ, удостоверяющий принятие в эксплуатацию законченного строительством объекта.
  3. Документ, который подтверждает присвоение объекта недвижимого имущества адреса (в случае присвоения или изменения).
  4. Документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение права собственности на такой объект к проведению реконструкции (в случае проведения реконструкции)
  5. Утвержденный таким лицом перечень физических и юридических лиц, средства которых привлекались на инвестирование (финансирование) объекта строительства.

Документы представленные заказчиком строительства, кроме документа, подтверждающего возникновение, переход и прекращение прав на земельный участок, такому лицу не возвращаются и используются государственным регистратором при проведении государственной регистрации прав а лицами, которые принимали участие в инвестировании (финансировании) объекта строительства.

Обеспечено проведение государственной регистрации права собственности на вновь построенные или реконструированные объекты недвижимого имущества, построенные в результате деятельности кооперативов, на основании поданного заявителем справки соответствующего кооператива о членстве в нем и о полном внесении паевого взноса, поскольку ранее было определено, что для проведения государственной регистрации прав с выдачей свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество в связи с приобретением права собственности на вновь построенные или реконструированные объекты недвижимого имущества в зависимости от конкретного случая заявителю необходимо было подать или перечень инвесторов, которые участвовали в инвестировании и финансировании объекта строительства, или список членов и / или ассоциированных членов кооператива, или перечень лиц, которым принадлежат имущественные права на объект строительства, которые на практике получить в полном объеме было достаточно проблематичным.

Также предоставлена ​​возможность получать информацию, накопленную за годы независимости из реестров, которые функционировали до 1 января 2013 (Реестра прав собственности на недвижимое имущество, Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества и Государственного реестра ипотек).

Увеличен до пяти дней срок, в течение которого нотариус передает документы органу государственной регистрации прав, поскольку до сих пор в случае принятия нотариусом решение о государственной регистрации заявление о государственной регистрации, копии представленных заявителем для проведения государственной регистрации прав документов, а также другие документы, выданных, оформлены или полученные им во время проведения государственной регистрации прав, нотариус в день принятия такого решения передавал органу государственной регистрации прав по месту нахождения недвижимого имущества.

18.02.2014